Техника

Создание и развитие библиотечной техники имеет длительную историю. Усовершенствование труда библиотекаря началось уже в Александрийской библиотеке, где была введена научная классификация литературы. Оснащение библиотек зависело от типа библиотеки и уровня научно-технического прогресса. В провинциальных же библиотеках России, тем более в сургутских библиотеках начиналось всё очень скромно и просто. Для оживления массовых мероприятий в первой библиотеке Сургута уже с начала XX века использовался «волшебный фонарь», который сменили позднее проекционные аппараты – диапроекторы, эпидиаскопы, фильмоскопы, киноустановки. Затем появились звуковоспроизводящие устройства: патефоны, магнитофоны, музыкальные проигрыватели. В избах-читальнях имелись музыкальные инструменты – гитары, мандолины, гармоники, баяны. С 1960-х годов началась телефонизация библиотек. Множительную технику составляли печатные машинки и ротаторы. В 1982 году был приобретён для ЦБС компактный автобус - автоклуб. В 1990-х годах начался новый период – компьютеризация библиотек, позволивший библиотекам сделать свои ресурсы доступными населению страны и мира, расширить состав пользователей, усовершенствовать традиционные услуги.

В музейном фонде МБУК «Централизованная библиотечная система» (раздел «История техники») содержится больше 20 единиц хранения. Это – предметы, отражающие развитие специализированной библиотечной техники прошлого века: ротаторы, печатные и счётные машинки, магнитофоны, проигрыватели, фильмоскопы, телефонные аппараты. Их использование осуществлялось в процессе обработки литературы и обслуживания читателей.

Диапроектор

В середине 1659 г. фи­зик Христиан Гюйгенс со­орудил прибор, который умел проецировать на стену изображения. Он состоял из параболического отра­жателя, яркой лампы, кон­Гюйгенс Х.Гюйгенс Х.денсирующей линзы, стек­ла для прикладывания к нему картинки и, главное, регулируемого объектива из двух конвексных линз. Прибор нужен был ему для сопровождения научных лекций, но вот отец физика в 1662 г. заинтересо­вался фонарем с другой точки зрения: ему пришло в голову, что было бы очень смешно спроецировать на стену рисунок скелета или привидения. Гюйгенс очень рассердился на отца,  вывернул из фонаря линзу и заявил, что прибор сломался.

Однако Гюйгенс-старший оказался прозорливее сына. Как только общество разведало о существова­нии аппарата, он немедленно был приспособлен для показа именно привидений. Некто Томас Вальгенштайн первым придумал, что можно давать представления из сменяющих друг друга картинок с прыгающими и кривляющи­еся скелетами и брать за это деньги. Он же придумал для нового аттракциона коммерческое на­звание - laterna magica, «волшебный фонарь". В 18 веке Европу наводнили бродячие иллюзионисты, путешествующие с волшебным фонарем и набором картинок. Поскольку проецируемое изображение было контрастным и черно-белым, никакого слож­ного сюжета из этих картинок выстроить не удава­лось, и наибольшим успехом все равно пользовались пляшущие привидения.

Показ шел в темноте, отче­го зрителю было немного жутко, но и весело, так как потайной страх удавалось сделать коллективным и разоблачить, превратить в ловкий фокус или проделку.

«Волшебный фонарь», или, как его стали позднее называть, диапроектор, в качест­ве домашнего развлечения, существовал до недавнего времени. Разуме­ется, этот аппарат едва заметен в тени его великого потомка — кинопроектора, но принцип их гипноти­ческого воздействия совершенно одинаков. Кино — это сон наяву.

«Волшебный фонарь» был знаком сургутянам с 1905 года. В первой сургутской библиотеке, открытой Г.А. Пирожниковым при уездном Попечительстве о народной трезвости проводились публичные чтения для народа. Для чтений выбирались небольшие повести и рассказы русских писателей А.С. Пушкина, А.Н. Некрасова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и волшебные сказки. Сопровождались они показом световых картин с помощью «Волшебного фонаря». В 1960-е годы ему на смену пришли эпидиаскопы и диапроекторы. Они использовались в клубах и библиотеках при проведении устных журналов и тематических вечеров.

ДиапроекторДиапроекторБолее прижились в библиотеках фильмоскопы - тот же диапроектор, но имеющий больше функций. Например, «Свитязь – М» (по названию города Минска, где они выпускались). Фильмоскоп был компактным, не очень тяжёлым, сочетал функции диапроектора и фильмоскопа. К нему шло приложение – набор диафильмов на разные темы. Изображение стало более ярким, насыщенным и контрастным.

Использованы материалы:
- Иванов, С. А. 1000 лет озарений: удивительные истории простых вещей : [XI-XX века] . - М. : Вокруг света, 2010. - 226 с.
- Архив Музея истории сургутских библиотек.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать Вас и получать информацию о Вашем пользовательском опыте. Если Вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, вы должны покинуть сайт. Если Вы продолжаете пользоваться сайтом, Вы ДАЕТЕ СОГЛАСИЕ на использование файлов cookie, обработку и хранение Ваших персональных данных.