Диапроектор
В середине 1659 г. физик Христиан Гюйгенс соорудил прибор, который умел проецировать на стену изображения. Он состоял из параболического отражателя, яркой лампы, конГюйгенс Х.денсирующей линзы, стекла для прикладывания к нему картинки и, главное, регулируемого объектива из двух конвексных линз. Прибор нужен был ему для сопровождения научных лекций, но вот отец физика в 1662 г. заинтересовался фонарем с другой точки зрения: ему пришло в голову, что было бы очень смешно спроецировать на стену рисунок скелета или привидения. Гюйгенс очень рассердился на отца, вывернул из фонаря линзу и заявил, что прибор сломался.
Однако Гюйгенс-старший оказался прозорливее сына. Как только общество разведало о существовании аппарата, он немедленно был приспособлен для показа именно привидений. Некто Томас Вальгенштайн первым придумал, что можно давать представления из сменяющих друг друга картинок с прыгающими и кривляющиеся скелетами и брать за это деньги. Он же придумал для нового аттракциона коммерческое название - laterna magica, «волшебный фонарь". В 18 веке Европу наводнили бродячие иллюзионисты, путешествующие с волшебным фонарем и набором картинок. Поскольку проецируемое изображение было контрастным и черно-белым, никакого сложного сюжета из этих картинок выстроить не удавалось, и наибольшим успехом все равно пользовались пляшущие привидения.
Показ шел в темноте, отчего зрителю было немного жутко, но и весело, так как потайной страх удавалось сделать коллективным и разоблачить, превратить в ловкий фокус или проделку.
«Волшебный фонарь», или, как его стали позднее называть, диапроектор, в качестве домашнего развлечения, существовал до недавнего времени. Разумеется, этот аппарат едва заметен в тени его великого потомка — кинопроектора, но принцип их гипнотического воздействия совершенно одинаков. Кино — это сон наяву.
«Волшебный фонарь» был знаком сургутянам с 1905 года. В первой сургутской библиотеке, открытой Г.А. Пирожниковым при уездном Попечительстве о народной трезвости проводились публичные чтения для народа. Для чтений выбирались небольшие повести и рассказы русских писателей А.С. Пушкина, А.Н. Некрасова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и волшебные сказки. Сопровождались они показом световых картин с помощью «Волшебного фонаря». В 1960-е годы ему на смену пришли эпидиаскопы и диапроекторы. Они использовались в клубах и библиотеках при проведении устных журналов и тематических вечеров.
ДиапроекторБолее прижились в библиотеках фильмоскопы - тот же диапроектор, но имеющий больше функций. Например, «Свитязь – М» (по названию города Минска, где они выпускались). Фильмоскоп был компактным, не очень тяжёлым, сочетал функции диапроектора и фильмоскопа. К нему шло приложение – набор диафильмов на разные темы. Изображение стало более ярким, насыщенным и контрастным.
Использованы материалы:
- Иванов, С. А. 1000 лет озарений: удивительные истории простых вещей : [XI-XX века] . - М. : Вокруг света, 2010. - 226 с.
- Архив Музея истории сургутских библиотек.
Киносъёмочный аппарат
Киносъёмочный аппарат (кинокамера) — устройство, предназначенное для записи движущегося изображения на киноплёнку. Процесс записи называется киносъёмкой, а полученное в результате изображение используется для создания кинофильма. В процессе киносъёмки при помощи объектива на светочувствительной киноплёнке последовательно фиксируются фотографические изображения.
При воспроизведении полученного фильма зрители воспринимают последовательность неподвижных изображений как одно непрерывно движущееся. Стандартная частота киносъёмки звукового кинематографа во всем мире составляет 24 кадра в секунду.
Киносъемочный аппаратКиносъемочный аппарат состоит из лентопротяжного, грейферно-обтюраторного механизмов, привода и оптической части. Лентопротяжный механизм обеспечивает продвижение пленки с подающей бобины через фильмовый канал в приемную бобину.
Грейферно-обтюраторный механизм обеспечивает скачкообразное продвижение пленки. Экспонирование ее происходит в тот момент, когда она неподвижна в кадровом окне. Грейфер с помощью зуба входит в зацепление с пленкой, протягивает ее, затем выходит из зацепления и совершает холостой ход.
Оптическая часть аппарата состоит из киносъемочного объектива и визира. Объектив служит для построения изображения на кинопленке.
Первые киносъёмочные аппараты появились в конце XIX века с созданием «Синематографа» братьями Люмьер. До появления видеомагнитофонов кинокамеры были единственным средством, позволявшим производить запись движущегося изображения, в том числе для съёмки телевизионных новостей или записи телепрограмм. Все игровые, документальные и телевизионные фильмы снимались только киносъёмочными аппаратами.
В библиотеках Сургута киносъёмочные аппараты практически не использовались, в виду того, что не было навыков для ведения съемки, не имелось возможности обработать пленку в лабораторных условиях, да и качество было соответствующее. Киносъемочный аппарат входил в комплектацию библиобуса, а потому бережно хранился.
Использованы материалы:
- Интернет-ресурсы.
- Архив Музея истории сургутских библиотек.
Кинопроектор
Кинопроектор - аппарат для демонстрации кинофильмов на экране. История развития проекционного оборудования относительно невелика, хотя принцип проекции первым сформулировал ещё Платон. Он предложил такую аллегорию: человечество сидит у входа в пещеру и смотрит на ее дальнюю стену, повернувшись спиной к внешнему миру. Все, что в этом мире происходит, отражается на стене пещеры в виде теней.
Первый проекционной прибор, под названием «волшебный фонарь» был создан Христианом Гюйгенсом в середине 17 века для сопровождения научных лекций. В 19 веке Эдисон создал Братья Люмьеркинетоскоп, а братья Люмьер открыли эру кинематографа. 22 марта 1895 года в Париже состоялась публичная демонстрация их первого кинофильма. На первых порах для съемки фильма, и для его показа применялся один и тот же аппарат, лишь дополненный дуговой лампой. Вся механика приводилась в действие рукояткой, а просмотренный участок ленты спускался в «корзину». Длительность первых фильмов не превышала одной минуты. Вскоре лидерство в создание и производстве киноаппаратуры перехватила французская фирма «Pathе», в кинопроекторах которой были применены два зубчатых барабана, позволяющие формировать между ними петлю пленки. Благодаря этому емкость бобины с лентой больше не ограничивалась. Просмотренная часть фильма аккуратно сматывалась на приемную бобину. А киномеханик, вращая рукоятку, приводил в действие не только механизм подачи пленки, но и электрогенератор для питания лампы. Когда электричество перестало быть редкостью, кинопроекторы начали оснащать электромоторами, а мощная лампа позволила более четко передавать записанное на кинопленке изображение. В России (СССР) в 1924 году был создан проектор «ТОМП-4», который на многие годы стал основным оборудованием советских кинотеатров. Проектор «ТОМП-4» обеспечивал проекцию фильмов в крупных кинозалах с длиною экрана 5 метров.
С появлением портативных видеокамер и видеомагнитофонов популярность 8-мм фильмов резко упала, и к середине 70-х гг. 20 в. выпуск кинопроекторов для 8-мм фильмов практически прекратился.
В Сургутском районе кинопроекционные аппараты стали известны с 1920-х годов. В отчёте Сургутского райисполкома за 1928 год говорится, что «обслуживание туземцев кинопостановками проводятся бесплатно». Показывали немое кино с титрами, которые читал на хантыйском языке переводчик. В 1930-х годах были одна стационарная и три передвижные киноустановки в Сургутском районном клубе и две передвижные киноустановки при сельских красных чумах. В избах-читальнях демонстрировали фильмы посредством передвижных киноустановок Сургутского клуба.
КинопроекторВ 1951 году в Сургуте был образован отдел кинофикации. В 1980-х годах, при районном отделе культуры, числился один библиобус. Он представлял собой специальный компактный автобус, оснащённый техническими средствами, театральным реквизитом, книгами для комплексного культурного обслуживания нефтяников на рабочих местах. Проводились лекции, концерты, литературно-музыкальные композиции, выдача книг. Среди прочего оснащения, была и киноустановка. Она использовалась для демонстрации кинофильмов в маленьких профсоюзных клубах или красных уголках на участках нефтедобычи.
Использованы материалы:
- Интернет-ресурсы
- Архив Музея истории сургутских библиотек.
Ксерокс (копир)
Время существования копировальной техники весьма продолжительно, даже если мы не будем учитывать печатный станок, предшественник всех современных копиров. Считается, что прообразом копировального аппарата является прибор под названием мимеограф (изобретатель - ученый Томас Алва Эдисон). В мимеографах для копирования текста использовались листовые трафареты, которые накладывались на вращающийся барабан. Данный барабан содержал в себе жидкую краску. Таким образом, трафареты отпечатывали изображение на проходящих под ними листах бумаги одновременно в количестве 5000 копий. Но у аппарата был ряд недостатков, в частности - жидкая краска размазывалась, и некоторые копии получались недостаточно чистыми.
Честер Ф. КарлсонМногие изобретатели стремились усовершенствовать аппарат, но наибольшего успеха добился. Честер Ф. Карлсон, уроженец Сиэтла (штат Вашингтон). В 1930-м году он получил степень бакалавра физики в Калифорнийском технологическом институте. Затем, с большим трудом устроился в патентный отдел нью-йоркской электротехнической компании «P. R. Mallory Company», адвокатом по делам авторских прав. Столкнувшись с необходимостью копировать чертежи, Честер Карлсон стал в свободное время придумывать способ точной передачи изображений. На свойстве кремния, магния и селена по-разному пропускать электричество на свету и в темноте, он и построил свой аппарат. Двадцать второго октября 1938 г. Карлсон изготовил первую в истории копию, выполненную не чернилами или карандашом, не типографской краской или тушью, не углем или мелом, наконец, не фотопроявителем, а специальным электрически заряженным порошком (тонером), прилипавшим к тени, отбрасываемой на лист бумаги непрозрачными участками копируемого оригинала.
Несмотря на гениальность Карлсонова изобретения, ему много лет не удавалось запатентовать аппарат и найти имя. С подсказки кафедры древних языков Университета Огайо изобретение было названо «ксерографией» (по-гречески «сухописание»).
Через десять лет первый фабрично изготовленный ксерографический аппарат был представлен широкой публике, и опять изделие не вызвало особого интереса. Еще 11 лет ушло у Карлсона на усовершенствование.
1960 год. В США наступил настоящий покупательский бум. Продажи подскочили в сотни раз. «Ксерокопия» и «ксерокс» вошли в русский язык как нарицательные.
В СССР к ксероксу относились очень осторожно. В тех учреждениях, где они имелись, их держали под замком, а на каждую копию требовалось получать специальное разрешение. Но эти строгости продлились недолго.
В Сургутской ЦБС первый ксерокс появился в 1992 году. В 1993-94 годах их было уже три: в приёмной директора, в отделе комплектования, в отделе обслуживания читателей (платные услуги). Что и говорить, это был большой прогресс, особенно, в обработке новых поступлении литературы и сохранности изданий, путём копирования фрагментов книг для пользования читателей.
Использованы материалы:
- Иванов, С. А. 1000 лет озарений: удивительные истории простых вещей : [XI-XX века] . - М. : Вокруг света, 2010. - 226 с.
- Архив Музея истории сургутских библиотек.
Магнитофон
Магнитофон
Прародитель магнитофона — телеграфон — был изобретен датским физиком Вальдемаром Поульсеном. В 1898 году Поульсен создал устройство, использующее явление остаточного намагничивания и преобразующее звуковые волны в магнитные импульсы, которые записывались на тонкой стальной проволоке. Существует версия, что Поульсен вовсе не мечтал о великом открытии, а всего лишь хотел разыграть знакомого, записав эхо на устройство. Наткнувшись на статью Смита в The Electrical World, он воплотил его идею в жизнь. Вместо хлопчатобумажной нити с опилками из стали датский инженер использовал металлическую проволоку.
Понадобилось тридцать лет, чтобы замечательное изобретение Поульсена приобрело признание. Этому способствовало, прежде всего, появление электронных ламп и разработка схем усилителей на их основе, а также совершенствование самого носителя звука. Проволока имела тенденцию быстро размагничиваться.
Коммерческий успех пришел к магнитофону только после изобретения нового носителя звука. Немецкий изобретатель Фриц Пфлеймер разработал технологию нанесения слоя порошкового железа на бумажную ленту: новый носитель звука хорошо намагничивался и размагничивался, его можно было обрезать и склеивать. Впоследствии бумажную ленту заменили пластиковой — из ацетилцеллюлозы, более прочной, эластичной и невоспламеняемой. Впервые такую ленту начала выпускать в 1935 году немецкая компания AEG.
Инженеры разных стран раз за разом привносили что-то новое и улучшенное по сравнению с предыдущей версией. В 1968 году изобретение магнитофона шагнуло на новый уровень. Бобины отошли на второй план, появились кассетные магнитофоны.
В ходе дальнейшего усовершенствования продолжилось разделение магнитофонов по нескольким признакам: для записи звука и для записи видеосигнала (видеомагнитофоны); по наличию встроенного усилителя мощности — на магнитофоны и магнитофоны-приставки; по мобильности — на переносные и стационарные.
В СССР бытовые магнитофоны стали широко доступны примерно со второй половины 1960-х — начала 1970-х годов. В это время возникло особое социальное явление — магнитофонная культура или «магнитиздат». Легкость копирования магнитных записей позволила почти неограниченно распространять произведения, популярные в народе: песни бардов, первых рок-групп, западную популярную музыку. Магнитофоны быстро вытеснили с рынка кустарную грамзапись — грампластинки, записанные на использованной рентгенопленке («музыка на ребрах»).
Со временем им на смену пришли сначала CD – , после DVD-проигрыватели. Компакт-диски – цифровые носители, обеспечивали звуку лучшее качество, а записи и воспроизведению – лучшую скорость.
В Сургутской ЦБС в разные годы числились магнитофоны «Астра», «Яуза», «Снежесть», «Комета», «Романтик», «Маяк». Использовались для записи музыкальных отрывков, песен, художественного текста, стихов в исполнении известных артистов и шли вставками в канву литературных, поэтических и тематических вечеров.
Использованы материалы:
- Иванов, С. А. 1000 лет озарений: удивительные истории простых вещей : [XI-XX века] . - М. : Вокруг света, 2010. - 226 с.
- Архив Музея истории сургутских библиотек.
Пишущая машинка
Генри МилльВ 1714 г. английская королева Анна выдала патент некоему Генри Миллю на "машину, в которой искусственный метод отпечатывания букв позволяет располагать их отдельно и последовательно, как на письме, но при этом текст независимо от личности пишущего запечатлевается на бумаге или пергаменте так ясно, что его невозможно отличить от печатного".
Вторично она была изобретена уже в Германии в 50-х гг. того же столетия Фридрихом фон Кнаусом. Но и тогда новшество не получило особого резонанса.
В третий раз пришел черед Италии: Пеллегрино Турри в 18o8 г. изготовил свою пишущую машинку, чтобы дать работу слепым. По тем временам это была невероятно смелая идея - сделать переписчиками незрячих. В истории остался нынешний "слепой метод" печатания.
И все же самая массовая машинка появилась в США. Изобретатель Кристофер Шолс изготовил пятьдесят образцов, прежде чем остался доволен. Вскоре он продал свое детище промышленнику Фило Ремингтону. В качестве рекламного хода Ремингтон послал один из первых экземпляров в подарок Марку Твену, который славился ужасающим почерком, — писатель быстро освоил новый агрегат. "Том Сойер" — первая книга, целиком отпечатанная на машинке.
В середине 19 века была придумана копирка. Это изобретение разом превратило машинку хоть и в маломощный, но все-таки печатный станок.
Пишущая машинкаВ Сургутской ЦБС в начале централизации было 3 механические пишущие машинки - «Украина» и «Москва». Находились они в отделе комплектования и в методическом отделе Центральной городской библиотеки, а также в Центральной детской библиотеке. Использовались для печатания сводных планов, информационных отчётов, документов администрации ЦБС и размножения каталожных карточек. К концу 1988 годов были приобретены электромеханическая печатная машинка «Ятрань» (Кировоградский завод пишущих машин) и электрическая машинка германской фирмы «Оливерттель».
Использованы материалы:
- Иванов, С. А. 1000 лет озарений: удивительные истории простых вещей : [XI-XX века] . - М. : Вокруг света, 2010. - 226 с.
- Архив Музея истории сургутских библиотек.
Проигрыватели, пластинки
31 октября 2018 года состоялся никем не замеченный юбилей: ровно 85 лет назад, 31 октября 1933 года, компанией Carbide and Carbon (позже она стала называться Union Carbide) был получен патент 1932889, положивший начало эре современных пластинок.
Frazier Groff, явившийся автором данного изобретения, описал преимущества нового материала, предлагаемого им для производства пластинок: низкий уровень шумов, устойчивость к износу самой пластинки и незначительный износ иглы, прочность, нечувствительность к воде - всех этих качеств были лишены шеллачные пластинки тех лет.
На тропических растениях семейств тутовых, бобовых и молочайных самки лакового червеца выделяли странную смолу. Шеллак, шпат и сажа являлись сырьем для производства граммофонных пластинок. Наши учёные разводили лаковых червецов в Абхазии, Азербайджане и Средней Азии.
Проигрыватель винилаПроигрыватели виниловых пластинок являются наиболее древними из всех аппаратов для воспроизведения звука, с успехом доживших до наших дней.
Прообразом граммофона можно считать шарманку, в которой мелодия хранилась на вращающемся цилиндре. Заслуга дальнейшего технологического прорыва, приведшего к появлению в XIX веке механического фонографа, принадлежит Томасу Эдисону. В его творении игла, соединенная с мембраной, издавала звук при движении по канавке, выдавленной в обычной фольге. Далее, уже в начале ХХ века мир увидел граммофоны, патефоны, а затем и радиолы.
В сургутских библиотеках граммофоны, патефоны, радиолы, музыкальные проигрыватели использовались при проведении литературно-музыкальных композиций, поэтических вечеров, устных журналов. Музыка шла вступлением мероприятия, сопровождала чтение отрывков из художественных произведений, декламацию стихов, видеоряд (фотографии, иллюстрации, репродукции). Использовались в основном граммофонные пластинки.
Проигрыватель винила
Ротатор
Рота́тор (от лат. вращатель), или мимеограф, или автокопист, или циклостиль — машина трафаретной печати, предназначенная для оперативного размножения книг малыми и средними тиражами. Трафареты изготовляют от руки или машинописным способом на восковой бумаге или плёнке, а также фотомеханическим, фотоэлектрическим или гальваническим способами.Ротатор
Ротатор, используемый в библиотеках, предназначен для оперативного размножения способом трафаретной печати библиографической и другой информации (в том числе каталожных карточек) по ГОСТу 21550-76 из бумаги плотностью от 160 до 220 г/м 2. Эксплуатируется при температуре окружающего воздуха от + 10 до + 35 градусов. Производительность при электрическом приводе не менее 90 карточек в минуту.
В обычную пишущую машинку заправляется особая пропитанная воском бумага («восковка»). В машинке отсутствует красящая лента. При попадании литеры машинки на «восковку» воск выбивается, и остается оттиск буквы или символа литеры.
Далее «восковка» с текстом помещается (накручивается снаружи) на полый барабан ротатора, который имеет множество отверстий, и изнутри его на внешнюю стену поступает типографская краска, проникая наружу только в тех местах, где отсутствует воск. С одной такой «восковки» можно было отпечатать 2-3 тыс. копий, далее она физически изнашивалась и становилась непригодной.
Первый ротатор был приобретён Сургутской ЦБС в 1980 году. Использовался для размножения каталожных карточек на новые поступления литературы до начала 1990-х годов. В этот период времени в ЦБС ежегодно поступало от 28 до 48 тысяч новых книг. На каждую книгу составлялось в среднем по 3-4 каталожные карточки. Итого производительность ротатора составляла от 84 до 144 тысяч карточек в год и больше.
Использованы материалы:
- Интернет-ресурсы
- Архив Музея истории сургутских библиотек.
Ротатор
Телефон
Как ни забавно, слово «телефон» было придумано задолго до самого телефона. О том, что звук можно искусственно передавать на расстоянии, физики задумывались еще в 60-х гг. XIX века.
Белл А.Александр Грэм Белл приехал в США из Шотландии. В Бостоне он устроился преподавать физиологию речи для глухонемых и иностранцев. Раздумывая, как сделать артикуляцию более наглядной да своих учеников, он нафантазировал некий "музыкальный телеграф", приводимый в действие силой голоса. Так впервые в 1874 г. была сформулирована идея преобразования колебаний воздуха в электрические. Поскольку Белл ничего не смыслил в электричестве, он взял себе в напарники механика Томаса Уотсона, а денег на эксперименты дал отец глухонемой ученицы Бэллы (Мэбэл Хаббард), на которой он позже женился.
Четырнадцатого февраля 1876 г. Александр Белл подал в патентное бюро заявку на изобретение телефона. Через пару часов после него туда же точно с такой же заявкой пришел другой изобретатель, Элиша Грей. Это был не обман, не плагиат - просто идея носилась в воздухе! Впоследствии между двумя отцами телефона много лет длилась настоящая война за первенство, но справедливость восторжествовала, и самая крупная телефонная компания США более ста лет носила название «Белл».
На промышленную выставку в Филадельфию Белл в тот год ехал в предвкушении триумфа. Однако, к его великому разочарованию, публика не проявила к телефону ни малейшего интереса. Лишь под самое закрытие перед их стендом остановился высокий гость - император Бразилии Педру II, и то лишь потому, что узнал Белла: он когда-то посещал его уроки по физиологии речи. Из вежливости его величество согласился поднести к уху наушник - и в изумлении воскликнул: "Господи! Эта вещь разговаривает!" Немедленно к трубке Белла выстроилась длинная очередь. Так началась слава телефона.
В январе 1878 г. в городе Нью-Хейвен заработала первая телефонная станция, обслуживавшая 21 абонента. Изобретатель удалился от дел и стал разводить овец в Канаде. Перед смертью в 1922 г. он признался: "Я бы никогда не изобрел телефона, если бы был физиком. Честно говоря, до сих пор не понимаю, как это возможно - чтобы на одном конце говорили, а на другом слышали!»
В Сургуте первая телефонная линия появилась в 1900 году. Она соединяла полицейское управление города и сторожевое помещение на пристани Белый Яр. Протяженность линии составила 7 км. ВБелый дисковый телефон 1932 году в Сургуте появилась телефонная станция. Ёмкость установленного коммутатора МБ составила 20 номеров; через 2 года - 60 номеров. Телефонная связь требовалась всем учреждениям и организациям. Быстрое развитие радио и телефонной связи в Сургуте началось с 1960-х годов, с периода создания Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса.
О телефонизации сургутских библиотек сведений не сохранилось. Скорее всего, в 1954 году, в связи с заметным этапом развития радио и телефонной связи, были телефонизированы Сургутская районная и партийная библиотеки. Телефонизация отдельных библиотек района началась в конце 1960-х годов (связана с периодом нефтяного освоения); городских библиотек - в 1970-х годах. В библиотеках 1970-80-х годов использовались пластмассовые телефонные аппараты с наборным диском.
Процесс телефонизации библиотек города и района стал более заметным с периода создания Сургутской централизованной библиотечной системы. В это время стала необходимой постоянная связь Центральной библиотеки с библиотеками- филиалами. Увеличение количества читателей потребовало наличие телефонов в каждой библиотеке (для информирования о новых поступлениях, продлении сроков пользования книгой, работы с задолжниками). В 1985 году были телефонизированы все библиотеки города.
Использованы материалы:
- Интернет-ресурсы
- Архив Музея истории сургутских библиотек.
Дисковые телефоны